Мир и порядок

poryadok

Часто,когда говоришь с родителями о том, что не стоит останавливать естественные порывы ребенка, о запретах, правилах поведения детей, почти всегда возникает один и тот же вопрос: «Ну, как же ? Вот вы говорите, делайте меньше замечаний, не запрещайте, что же? всё разрешать?»  — Крайние варианты — минимум-максимум, о середине почему-то мало, кто вспоминает. Надо ли ребёнку всё разрешать? — Нет! Надо ли ребёнку всё запрещать? — Нет!
Самый бытовой вопрос, разрешать или не разрешать ребёнку разбрасывать игрушки? Заставлять ли его их убирать? «Убирай игрушки, пора спать!» «Уберёшь игрушки, тогда мороженое…» — Знакомые фразы? — Знакомые. И от них не очень уютно.
Если ребенок маленький, то ведь сделать это можно вместе с ним. Взять большую корзину или коробку и сложить туда все, что было рассеяно по комнате. Или устроить из уборки игру, грузить всё в какую-нибудь ёмкость или ткань, сложенную гамаком, или в мамин фартук, представляя себя грузовиком развозить игрушки по местам, как товар по магазинам. Или рука — это подъёмный кран, который переносит грузы и т.д. Хорошо, когда у игрушек есть своё место, есть домик для кукол, даже если это просто полочка, есть гараж для машин или коробка, где лежат всякие мелочи. Многим детям это нравится, когда все на своем месте, только это хорошо с игрой, а не по принуждению. Уборка-игра понятнее ребенку и увлекательней, и не обязанность вовсе.
С ребёнком-школьником ситуация иная. Бывает, что мастеря что-то, склеивая, раскрашивая, разрезая, создавая что-то, он вдруг устаёт, выдыхается или, построив что-то, не хочет это разрушать, хочет завтра в это поиграть, например. И ребёнок не вредничает, оттягивая момент уборки. Если он устал и выдохся, ему можно помочь, ведь мы не сломаемся от этого ( да, мы тоже устали на работе и готовили ужин, а не играли), но ведь мы не сломаемся от этого. Ведь и ребёнок не бездельничал весь день. Он учился, делал уроки, может ещё и в секции какие-нибудь ходил. Ну, да, ужин не готовил, но он и не взрослый пока. Мы можем ему помочь! И, поверьте, он будет нам благодарен за подставленное плечо. Где-то внутри, не осознанно, но будет жить чувство — МАМА ПОНИМАЕТ, ПАПА ПОНИМАЕТ! Это доверие! А доверие к вам вашего ребенка в его подростковом возрасте сыграет вам на пользу в отношениях с ним. Это такая редкость и ценность!
Если же игру хочется оставить на завтра. Когда у ребенка есть своя комната, то почему нет? Почему нет? Просто, потому что положено? Но ведь не в казарме живет ребенок, а дома. А если игра разложена посередине единственной комнаты? Вот тогда, да, придется поискать выход. Может быть можно передвинуть всё с прохода куда-нибудь под стол, под кровать, в дальний угол, где никто не проходит. Если так невозможно, и потерпеть до завтра вы не готовы, то можно попробовать её сложить так, чтоб завтра её легко было вернуть в прежнее состояние. Здесь пересекаются интересы ребёнка и всей семьи и утверждая собственное пространство, не ломай чужого. Кстати, о пространстве. А есть ли у ребенка собственное пространство в доме, где он может играть, устроить свой мир, не пересекая чужой территории, и чтобы его самого не выживали из этого пространства по любому поводу.
И о подростках. Это особая и любимая тема. Заставить подростка убрать/ навести порядок в его берлоге чаще всего бывает очень трудно. У него тетрадки могут лежать аккуратной стопочкой, как всегда, но в шкафу с одеждой может находиться ком из чистой и грязной одежды, кроссовки, завёрнутые в футболку, и почему-то зуб древнего ящера)) Под кроватью или у компа могут догнивать яблочные огрызки, стоять чашки и стаканы с засохшими ягодами из компота. Как заставлять их наводить порядок? — Бессмысленно! Или один раз в полгода договариваться на самостоятельную уборку, вот прямо по-взрослому, можно даже договор подписать, или изредка самим в их присутствии дома забирать чашки и огрызки со словами «дай-ка заберу, меня это раздражает», или « принеси мне грязную одежду, я как раз кручу в машине папины джинсы»… Пилить можно, каждый день, давить можно, ругаться и возмущаться можно, НО это только испортит ваши отношения и настроение обоим, а зачем это нужно? Можно врываться и наводить порядок, когда подростка нет дома, но это уже не просто не тактично, это не этично! Своя территория, где никто больше не командует у подростка должна быть обязательно, и мы должны соблюдать её границы, иначе он создаст эту территорию в другом месте, и нет гарантии, что это место будет обителью добра и благовоспитанности. А что делать? — Терпеть. Это же нас беспорядок раздражает. Идея, что мы, мол, должны их приучить к труду и порядку — в такой ситуации не работает. Труду и порядку учат не так. Кроме всего прочего подростку в хаосе иногда просто уютнее и понятнее. Имеют они на это право? — имеют!
Чаще всего мы раздражаемся, злимся и ругаемся, когда наши ожидания или планы не сходятся со способностями, возможностями и с реальностью наших детей. Мы ждем, что к 3-4 годам ребёнок уже будет убирать свои игрушки без проблем, а он не готов. Что подросток это уже взрослый и всё понимает, а он не хочет понимать или понимает по-своему. Так получается со всеми запретами, требованиями, правилами. Есть вещи которые НУЖНО запрещать, запреты и правила ДОЛЖНЫ существовать. Но всегда нужно задаваться вопросом, мы запрещаем потому, что так принято? Или потому, что это, действительно, опасно, вредно, неприемлемо.

Марина Попова

Комментарии:

Добавить комментарий