Это не надолго

5170117_xlarge

Время, когда малыш начинает передвигаться по дому, ползает он или уже ходит, время удивительное. Если раньше он просто, ел, спал, кричал, глазел, то теперь он — исследователь.

Уже исследователь. Своих возможностей и всего, что есть в мире нашего дома. Исследуя свои возможности, он берется, тянет, опирается, толкает. Исследуя дом, он подбирает что-нибудь на полу, находит что-то на полках, в ящиках, коробках и шкафах, под столом и в самом дальнем углу. Всё, что попадается ему на пути он изучает очень пристально, чаще всего на вкус, потому что это самый понятный малышу способ исследования. И для родителей это — аврал. Ведь предусмотреть всё очень сложно, но «инвентаризацию» всего дома провести придётся. Главное помните — это не навсегда!)) Дети растут быстро.

Что же сделать?

  1. Надо убрать очень высоко (очень высоко, потому что вы и сами не заметите, как малыш начнет залезать на стулья, столы, какие-нибудь подставочки и полочки, добираться до казалось бы недоступных мест, выдвигать ящички и открывать всевозможные дверцы. Так что лучше убрать под потолок сразу) или запереть на замок все химикаты в красивых и некрасивых бутылочках. Моющие средства, порошки,шампуни, пасты, кремы, мыло, духи, аэрозоли, всевозможные омывайки для машины, а так же едкие пищевые жидкости типа уксуса, красного перца, горчицы.

  2. Так же далеко и недоступно надо убрать все мелкие предметы, которые могут оказаться во рту, носу или ушах. Мамины украшения и косметику,папины винтики и гвоздики, пуговицы, денежная мелочь, очень удобно стоящая в коридоре на полочке, любимую коллекцию фигурок из киндерсюрприза и другие маленькие фигурки, какие- нибудь настольные игры с фишками, компьютерные мелочи типа флешки, камушки с моря.

  3. Всевозможные колючие предметы, иголки и булавки, бритвенные лезвия (они до сих пор водятся в некоторых домах), спицы и вязальные крючки, кактусы

  4. Лекарства. Все. Лопать цветные кружочки любят не только младенцы, но и дети постарше, пока я говорю только о дошкольниках. Сюда же добавьте градусник с ртутью, если вы постаринке пользуетесь им.

  5. Нужно проследить, чтобы всякие провода не свешивались со столов. Настольные лампы, компьютеры и зарядники, чайники и кофеварки, тостеры, утюги и прочие радости нашего быта. Малыши очень любят тянуть за всевозможные «веревочки» и ронять все эти предметы на себя. С проводами, вообще, стоит разобраться, потому что грызут их не только щенки. Заодно стоит закрыть розетки и привети в порядок неисправные выключатели, если вдруг такие есть.

  6. Когда малыш подрастёт ещё чуть-чуть, стоит убрать с доступных подоконников цветы в тяжёлых горшках, следить, чтобы кастрюли и тяжелые или горячие сковородки стояли на дальних конфорках и не стояли на краю стола, за ними дети тоже очень любят тянуться.

  7. Подальше хорошо бы убрать все драгоценные семейные сервизы, хрупкие стаканы, бокалы, тарелки и прочие посуды, которые любят разлетаться на тысячи мелких колючих, противных осколков.

  8. Радиаторы часто имеют довольно остроугольные конфигурации и не всегда прикрыты экраном, когда ребенок начинает ходить, бывает, что он падает, а радиатор не самый мягкий предмет. Его можно закрыть экраном или придвинуть к нему какую-нибудь тяжелую мебель. Для дверей существуют всевозможные стоперы, которые не дают возможности прищемить пальцы.

  9. Ещё начинающие ходить малыши часто опираются на что-нибудь, чтобы встать на ножки или держатся за что-то, чтобы устоять. Проверьте, что бы всевозможные полки были хорошо закреплены, а неустойчивые предметы, типа стойки для компактдисков или высокой подставки для цветов, какой-нибудь барный стул не попадались ему на пути.

Зачем я так подробно рассказываю об этом? Потому что для меня самой это явилось открытием, когда я прочла у доктора Спока, что есть вещи, которые нужно убрать от малыша подальше. Да, на какое-то время придется переустроить дом под маленького человека, но оно того стоит, поверьте! Ведь это волшебный момент! Чудо! Малыш начинает исследовать мир. Ему интересно всё! Он внимателен и любопытен, мы имеем возможность наблюдать чудо открытия, узнавания, знакомства, чудо овладевания своим телом! Сосредоточенное, напряженное изучение, что это, какое это, что с этим можно сделать. Главный инструмент познания в это время — это ручки и рот. Вкусно- невкусно, холодное-теплое, мягкое-твердое, колючее, вязкое, шумит, гремит, бахает, звенит,катится, летит, прыгает. Вот это называется опыт. А сколько усилий он прикладывает, чтобы добраться до чего-то, открыть, достать, дотянуться, залезть. Сколько прекрасного в этих первых, но таких мощных усилиях в познании и узнавании мира. В создании опыта, собственного опыта. Именно здесь и в эти моменты рождается способ действия человека, его возможность делать, его умение добиваться, или иными словами — воля к действию.

Не пытайтесь ему особо помогать, когда видите, что что-то не удается с первого раза, вы это умеете,а он сейчас приобретает свой опыт, свое умение своего тела, своего мышления, своих чувств.

Не кричите и пугайтесь, если видите, что что-то готово лавиной обрушиться на малыша, спокойно поддержите это что-то, дайте возможность маленькой ножке самой найти опору, маленьким пальчикам самим ухватить что-то, маленькому человеку самому достигнуть. И упасть тоже самому, это тоже опыт. Мир, он разный, и твёрдый и неудобный тоже.

Да, конечно себя придется сузить, пожертвовать своей территорией и границами, но это временный период и, увы, короткий. Радость переживания с ребенком его открытий, это так много. И не жалейте своих кастрюлек и мисок, вытащенных из недр кухонных шкафов, раскатившейся по всему дому картошки, испробованных на вкус платочков или шарфиков. Не жалейте поделиться с ребёнком миром, слегка оберегая от опасностей, которых он пока не понимает.

Если вы хотите что-то твёрдо запретить ребёнку, потому что знаете, что это опасно, мало сказать «нельзя», надо твёрдо отодвинуть его от этого предмета, который нельзя. Столько раз, пока он не поймет или убрать до лучших времён. Твердо не значит сердито или зло. Твердо означает — я точно знаю, что это нельзя.

Марина Попова

Комментарии:

Добавить комментарий