Дети — не взрослые

flickr.com/Kevin Shorter

Осень оказалась насыщена темой детства. Перечислять не буду. Но позволю себе поделится некоторыми размышлениями. По моим ощущениям в головах людей 21 века на эту тему царит бардак. Одни только что родившихся детей начинают учить, строгать, развивать; другие кормят с ложечки, водят за ручку, выбирают невест и женихов своим двадцатислишнимлетним чадам. Я почти не утрирую.

Вопросы или рассуждения иногда звучат странные. Потому что вопрос, можно ли учителю спать с учеником — странный. И вопрос, является ли порнографией фотография обнаженной тринадцатилетней девочки в позе из эротического журнала — тоже странный. Потому что, если спросить себя честно и честно ответить на вопрос, как я отнесусь к тому, что это про мою дочь или моего сына, можно ответить только однозначно — плохо отнесусь. А если ответить по-другому, то либо у человека нет детей, либо он врет, либо у него в голове суповой набор из продвинутых идей без критической оценки.

На самом деле, такие вопросы — это всего лишь крайние точки появившейся в мире тенденции сокращения времени детского возраста. Кто и зачем в разных местах продвигает эти идеи, я рассуждать не буду. Но как мы, современные взрослые разных возрастов, поддерживаем эту тенденцию — поразмыслить взрослым нужно. А главное, задаться вопросом, зачем мы ее поддерживаем? Но и это не тема моих размышлений на данный момент.

Я лучше задам два вопроса — кто такие дети? Чем они отличаются от взрослых? И советую родителям тоже задаться этими вопросами и ответить себе на них.

Человек растет и развивается всю жизнь, обретает опыт всю жизнь. А время детства — это первый и самый важный этап этого развития. Потому что все, что мы обретаем в детстве — мы обретаем на всю жизнь. Или не обретаем.

Начнем с того, что дети физиологически отличаются от взрослых и не только развитыми вторичными половыми признаками. Хотя и ими тоже. Некоторые процессы начиная с процессов в клетке и заканчивая процессами в органах тоже идут совсем по-разному у детей и взрослых. Но не стоит забывать, что есть еще и не телесные, но тоже присущие человеческому существу качества — мышление, эмоции, чувства, умение создавать и совершать. А главное, что ребенок имеет огромный потенциал все это усвоить, всему этому научиться. За первые двадцать лет жизни человек усваивает столько, сколько не усваивает за всю оставшуюся жизнь. Но дело в том, что важен каждый шаг, каждый последовательный шаг. Ведь почему-то природа не создала только что рожденного человека уже полностью сформированным. Почему-то она поставила это условие — детство, время формирования и созревания. Почему-то прилагается и еще одно условие — всему свое время. Это условие! Если мы его не выполняем, то в лучшем случае мы просто не добьемся от ребенка того, что мы хотим, в худшем подарим ему проблему, которая будет вставлять ему палки в колеса и подрубать на самом взлете карьеры ли, отношений ли. Таких людей тьма, просто оглянитесь вокруг.

Все идет своим чередом. Ребенок учится жить. Как в младенчестве он учится пользоваться глазами, руками, ногами, как потом он учится говорить и понимать речь. Так в школьном возрасте он учится управляться со своим мышлением и волением, в подростковом — своими эмоциями и чувствами, в юношеском — своим эго. Но почему-то получается так, что мы еще прощаем младенцам их неспособность ходить, но категорически пытаемся из старшесадовских и младшешкольных детей сотворить уже взрослых, заставляя их нести ответственность за все, что они делают, за все, что мы хотим от них получить: за хорошее поведение, послушание, поступки, учебу, успехи в спорте и музыке, всевозможные дополнительные развития. Мы даже придумали наряжать их в костюмы-тройки, корсеты и узкие туфли на каблуках, делать из них выставку своих достижений, умиляться песням про любовь, проникновенно исполненным в конкурсах с игрой на вылет, восхищаться, как юные модели по взрослому вышагивают по подиуму, и гордиться их ранней зрелостью. А в качестве бонуса подарили им разрешение общества на открытую сексуальность в подростковом возрасте. В подростковом! возрасте! Когда это физическое созревание действует вплоть до психики. Когда все так тонко и сокровенно. Мы превратили чудо в разменную монету, в предмет грубоватых шуток. А всех, кто посмеет сказать, что это ни-ни, нельзя, тут же обзовем ханжами и заподозрим в неудовлетворенности или неспособности ее получить.

Итак, вывод. Дети — не взрослые ! И не должны ими быть раньше времени. У детей должно быть детство! Любой непрожитый полноценно этап развития — невосполним и обязательно напомнит о себе, неврозом, экземой, неумением любить, иметь семью, боязнью противоположного пола, душевной близости… Нельзя заставлять их быть взрослыми раньше времени созревания ни в чем! Нельзя заставлять родителям, учителям, обществу, окружающему миру. Ведь дети не игрушка, не воплотители наших амбиций, и уж тем более не объект какого-либо использования. Мы лишь помощники и сопроводители начала их жизни.

Марина Попова

Комментарии:

Добавить комментарий